С Ц Е Н А Р И Й
урока-праздника народной игрушки «Свистунья»
Цель: в театрализованной форме провести обобщение знаний о русских народных
игрушках, традиционном празднике встречи весны;
Задачи: 1. Приобщение учащихся к русской народной культуре;
2. Обобщение и систематизация знаний и понятий, связанных с возникновением
и историческим развитием русской народной игрушки;
3. Воспитание патриотизма, развитие у школьников эстетического восприятия
предметов русской старины, народных костюмов.
1 ведущий – Шутки,смех со всех сторон, музыкальный перезвон, разговор разноязыкий,
на товарах солнца блики... Цирк,веселые качели, тир, цветные карусели.
Представленья скоморохов
вызывают дружный хохот…
И шумит , бурлит река, говорлива,широка.
Покупаются товары :
от платка до самовара,
от игрушки до сластей—
все здесь есть для всех гостей!
1 скоморох - Добрый вечер гости званые и желанные !
Люди старые и молодые , женатые и холостые,
милости просим на
С В И С Т О П Л Я С КИ!
2 скоморох - Здравствуйте, лебёдки, здравствуйте молодки,
ребята-молодцы, веселые удальцы !
1 скоморох - Почтенные и молодые ,
полные и худые!
Рады гостям, как добрым вестям!
Проходите, не тушуйтесь!
Добро пожаловать!
Всех привечаем, душевно встречаем!
2 скоморох – Как у наших у ворот
собирается народ.
Собирается с песеночками,
с песеночками да с плясочками.
Здесь ведь гулянье идет !
В исполнении вокальной группы «Капелька» звучит песня «Как у наших у ворот»
1 скоморох - Почему кругом народ из 15 ворот?
Собрались здесь в дружный круг
сто друзей и сто подруг?
2 скоморох - Веселись честной народ!.
к нам СВИСТУНЬЯ идет !
Будем мы ее встречать,
песней, пляской величать !
Под звуки русских народных наигрышей мальчики и девочки
вносят шест с лентами и птицей наверху. Они проходят по кругу
и ставят шест-СВИСТУНЬЮ в центре сцены.
1 ведущий - С давних пор на Руси встречали весну долгожданную
Весёлым праздником Свистунья”. В честь древнего славянского
бога Ярилы - весеннего света и тепла — удалые были игрища.
2 ведущий - К празднику сему лепили игрушек — свистулек превеликое множество.
В прошлом веке, а кое-где и ныне, ни один праздник, ни одна ярмарка не
обходилась без народной игрушки, без этих пестрых глиняных и деревянных
барынь, оленей, медведей, конников, птиц. Покрытые яркими узорами прямо
с воза или из корзины звери и птицы попадали в детские руки.
1 ведущий - Веселый голос свистулек был хорошо различим в ярмарочном шуме.
Долгожданная весна много радости несла, и в радость эта -предчуствие
ВЕСНЫ, в игрушке воплощалось. Свистят, поют игрушки на разные голоса
переливчатые и призывные ребячьи песни звучат.
Дети, стоящие на сцене кричат (хором):
Весна, Весна Красная!
Приди Весна с радостью!
Со великою милостью !
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым!
Благослови,мати, Весну заклинати,
Зиму провожати !
2 ведущий - И так задорно и весело поют свистульки, так мило сердцу
весеннее воскрешение, что ноги сами в пляс пускаются.
И пошла свистопляска !
Выступление танцевального коллектива «Калинка».
Исполняется танец «На парочку»
1 ведущий - Народ натанцуется, утомится, а с игрушкой не расстанется, на самое почетное место поставит, чтобы не покидал праздник человека весь год.
Словно радуга воцарится в доме. Расписные кони, птицы - павы и жар-птицы, медведи могучие и львы рыкучие, офицеры бравые и прекрасные барышни.
Узорами наряженные яркими, сочными, все больше в полоску или в клетку, а то и в горошек. Слеплены по всем правилам скульптурным, с какой стороны ни взгляни— глаз не оторвать.
Выходят ребята, занимающиеся в кружке «Узоры».
Каждый из них держит народную игрушку.
1 чтец - Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу,чудо мастера
Я слеплю лошадушку, я ее поглажу.
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим и - в печь ! А потом распишем.
Будем ту игрушки печь, печка жаром пышет.
2 чтец - А в печи —не калачи,
а в печи — не куличи,
не пышки, не ватрушки,
в печи — игрушки
Не кастрюли , чугуны —
а лошадок табуны.
3 чтец - За лошадками — козел,
из печи — и прыг на стол !
Вылезай скорей, медведь !
В печке можно угореть !
4 чтец — Друг за дружкой выплывают
утушек — свистулек стаят,
а за ними в свой черед
кукол пестрый хоровод.
Распишу я утушку разными цветами,
свищет моя утушка разными ладами !
5 чтец - Модница— нарядница ,
Вы куда идете ?
C зонтиком и сумочкой
глиняная тетя ?
6 чтец - Поглядите , каковы: и нарядны р и новы !.
Расписные сани, медведь с гармошкой,
Солдат с усами, козел — золотые рожки,
да куколка в сережках!
Пестрые, яркие, славные подарки !
7 чтец - Со старинной сказкой схожи,
Появились предо мной.
Их рога на ель похокй,
цвет их желтый , голубой,
темно —красный и зеленый !
Стройный козлик и одень
Забавлять меня готовы,
Быть со мною целый день.
8 чтец - Филимоновская деревушка !
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники и павлины
И солдатики— войска цвет.
И узор из кругов и линий
Обегает подола край:
Красно — черный, порою синий
В руки взял, смотри и играй.
9 чтец - В деревне из веселой мгкой глины
Крестьянки лепят утиц и коньков
C далеких дней идет их труд старинный,
Коньки их прыгают без седаков.
Коньки —свистульки Детская забава!
Блистят лазурью. С ними хорошо.
Возьми свистульку: в ней лазурь,и травы,
И утро раннее когда свежо.
2 ведущий- Откуда же пришли к нам эти игрушки? А пришли они не из дальних стран, а из давних времен, В старину надо сказать, игрушками -то они не были, а был это самодельные боги, ожившие силы неведомые, которым поклонялись и старались задобрить. В игрушке отразились древние предания и легенды Руси. Даже погремушки и свистульки, и те не были просто развлечением младенца, ими отгоняли злых духов.
Словно цвет весенний ярка и красочна народная игрушка!
Под звуки музыки Р.Щедрина «Озорные частушки»
чтецы уходят и садятся на стулья.
1 скоморох - А ну-ка , отгадайте загадку:
Ростом разные подружки ,
не похожи друг на дружку,
все они сидят друг в дружке ,
а всего — одна игрушка! (Матрешка)
В исполнении вокальной группы «Капелька» звучит песня «Матрешки»
2 скоморох - У тетушки Матрешки
Дом большой, хороший.
Вэтом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей.
В каждой светлице сидит по девице.
1 скоморох - А теперь„ конкурс !
Кто смелее, выходи, нарисуй матрешку закрытыи глазами !
Вызываются по желанию несколько ребят в центр зала, где установлены
мольберты с бумагой и краски. Все участники награждаются призами!
(Звучит музыка в народных ритмах.)
1 скоморох – Эй, жалейщики, гусляры,
Танцоры и плясуны!
Вас свистунья зовет—
Становитесь в хоровод!
2 скоморох- Шире , шире, шире круг!
Каблуков раздайся стук
Подбодрим танцоров наших,
Пусть они резвее пляшут!
Выступление танцевального коллектива «Калинка».
Исполняется танец «Хоровод»
1 скоморох - А сейчас мы проверим вас на смекалку ! (Загадки)
Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает. Когда это бывает? (весна)
На тарелке – колобок золотой горячий бок
А тарелка голубая, не видать конца и края. (солнце и небо)
Не зверь и не птица, нос как спица.
Летит – кричит, сядет – молчит. (комар)
Не царь, а в короне
Не рыцарь, а со шпорами,
Часы не носит, а время знает. (петух)
Разноцветное коромысло через реку повисло. (радуга)
Кто на своей голове лес носит? (олень)
Пять братцев вместе родятся, а ростом разные (пальчики)
Эта птица не умчится, эта птица возвратится.
Пусть кружит под облаками , хвостик я держу руками. (воздушный змей)
Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
2 скоморох - Посмотри , честной народ,
коробейник к нам идет !
Коробейник - Здравствуйте, гости дорогие , молодки и парни удалые !
Вы на ларчик поглядите и товар мой оцените.
Вот вам птички чудные - жаворонки вкусные !
Выбирай да не спеши что угодно для души !
2 скоморох — А сколько стоит ваш товар?
Коробейник — Мы ничего не продаем,
Всё на память раздаём !
1 ведущий - Дорогие гости, попробуйте печенье сдобное, сладкое.
Отпразднуйте вместе с нами приход весны !
Скоморохи и коробейник раздают гостям и участникам праздника печенье «жаворонки»
Звучит народная песня (фонограмма).
2 ведущий - Тише дудки, тише домры.! До свиданья, люди добры!
Умолкает барабан, закрываем барабан!