Конспект метапредметного урока по изобразительному искусству
Учителей Калгановой Ирины Юрьевны (изобразительное искусство) и
Соболевой Ирины Владимировны (музыка)
МКОУ «СШ №1 г.Жирновска» Волгоградской обл.
Образ городов средневековой Европы. Урок для 4 класса.
Цели: познакомить с образом средневекового города; продемонстрировать образы готических храмов; изучить специфику их оформления; проанализировать различие городов России и Европы; познакомить с терминам «Средневековье», «готика», «витраж».
Задачи:
Личностные:
Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Формирование и развитие творческого мышления и умения применять его в социальной практике
Предметные:
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику культурных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность Средневекового города и одежды. Выражать своё отношение художественными средствами
Упражнять обучающихся в использовании художественных видов деятельности, а именно, в работе над коллективным панно, и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности,
Оборудование:
аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме, панно витража на доске.
Вид деятельности: комбинированный (парно-групповая работа), дифференцированный
Планируемые результаты: школьники освоят специфику культуры Средневековья; реализуют навыки работы в коллективе; используют приемы бумажного конструирования , аппликации.
Ключевые слова и понятия: готика, витраж, Средневековье, средневековый город., портал, арка, контрфорсы
Iэтап Актуализация. Вводная беседа. (2 мин)
1.Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
2.Повторение пройденного материала
- На сегодняшнем урокея предлагаю вам вновь отправиться в путешествие во времени.
- Вспомните, с историей и культурой каких народов мы уже познакомились в этом учебном году?(Древняя Русь, Япония, Древняя Греция)
- О культуре и искусстве, какой страны мира вы узнали много нового на последнем уроке?
- Как сами жители Древней Греции называли свою страну? (Эллада)
3. Беседа по теме урока
- Эпоху расцвета Древней Греции принято называть «детством человечества», потому что эта страна существовала давным-давно, еще до нашей эры, но она внесла много ценного в создание цивилизации.
-Сейчас мы живем в каком веке? (21 веке), а середина веков это- 10-13 века.
Эпоха, которая называется Средневековьем, или Средние века. Повторите это новое для вас слово — Средневековье — и запомните его.
В те далекие времена в Европе не было больших государств (Германии, Франции), только начали образовываться города вокруг феодальных замков с крепостными стенами. Это времена рыцарских турниров, где воевали копьями и мечами, времена Робин Гуда и короля Артура Львиное сердце.
-Кто из вас смотрел фильмы или читал о рыцарях Круглого стола?
2 этап урока
Сравнительный анализ средневековых городов в Европе и в Древней Руси (3 мин)
Цели:Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно- следственных связей, структурирование знаний, представление полученной информации
Регулятивные:целеполагание;
Коммуникативные:постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
1.Беседа по видеоряду с использованием презентации.
Давайте сравним русский город этого времени и европейский
Мы уже знакомы с образом древнерусских городов.
( демонстрация 1-4 слайдов презентации)Трек N1,
Основой древнерусского города был кремль, окруженный крепостными стенами. На главной площади располагался собор.
По мере роста города , вокруг кремля строили новые крепостные стены.
План Древнего Новгорода
Вокруг кремля располагался «посад» – так называли торгово-ремесленную часть
русского города
-Сегодня мы с вами мысленно перенесемся в средневековую Европу, где начинают возникать первые города. Особенности архитектуры этого времени, жизнь горожан, их одежда, жилища, искусство, праздники и традиции станут темой для вашей работы на ближайших уроках.
Будьте внимательны – вопрос: В чем сходство и в чем разница между европейскими и русскими городами в средние века?
( демонстрация5-11слайдов презентации) Трек N2 (3 мин)
5.Мирная жизнь за крепкими стенами городаспособствовала тому, что возникло большое количество разнообразных ремесел
6. Возникали города с большими рынками, где мастера могли бы продавать свои изделия, а ремесленники получали бы заказы на свою продукцию для богатых горожан,
7. Для балов и развлечений понадобилось много продуктов, модных, красивых вещей-
8. Торговля шла и на улицах, где размещались дома ремесленников. Такой дом был одновременно и мастерской, и магазинчиком
9. Ремесленники, объединенные в цеха жили на одной улице. Улицы были узкими,
дома росли вверх, население жило тесно
10.Со временем городские постройки так разрослись, что начали выходить за пределы
крепостных стен, поэтому город обносили новым кольцом стен и укреплений
11.На центральной площади была сосредоточена жизнь всего города. Здесь находились главные здания, рынок, где встречались люди разных сословий
Ответы детей: (схожесть…отличия…)
(Ответы детей основаны на сравнении устройства городов и строительного материала:
В русских городах нет тесноты между домами, деревянные дома легко загораются, их не теснили друг к другу, а в европейских городах дома строили из камни и кирпича, места было мало, земля в городе была дорогой, дома строили из камня, в несколько этажей.
3 этап урока Исследовательский (Знакомство с новым материалом)
( демонстрация 12-22 слайдов презентации) Трек 3 (6 мин)
По ходу просмотра слайдов, дети отвечали на вопросы учителя
12. В каждом городе непременно строился христианский собор, да такой, что всех жителей разом вместить мог. Тогда люди без Храма жизнь свою не представляли. Преобладание в его конструкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения как стремления человеческой души к небу, к Богу.
13. Стиль, в котором были построены соборы европейского Средневековья, назывался готическим. Произошло это слово от германского племени – готов. Готика – так назвали стиль всей этой эпохи.
14. Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее
остался только каркас – столбы, опоры и стрельчатые арки. Стена превратилась в
ажурные каменные конструкции, словно преодолев земную тяжесть, устремилась
к небу
15. Появилась возможность сделать огромные оконные проемы и порталы
16.Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких витражей, будто растворилась в потоках света.
17.На стенах и главных вратах (порталах)средневековых храмов часто можно было увидеть не только героев библейских сказаний, но и фантастические образы, которые имели символическое значение: аспиды и василиски, сирены, горгульи и химеры.
18.Готический собор – это целый мир, со своей жизнью и своими обитателями. Его населяют ангелы и демоны,
19. святые и химеры, короли и причудливые чудовища. И у каждого – свое место в храме. Есть утверждение, что скульптурные изображения средневековых соборов – это «Библия для неграмотных». Как вы думаете, почему?
20. Пространство готического храма с льющимся светом через цветные стёкла витражей, звучащей органной музыкой создавало образ небесного мира, что имело мощное эмоциональное воздействие на средневековых жителей.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом—дуб, и всюду царь—отвес…
О. Мандельштам, из стихотворения «Notre Dame»
21. Центром композиции становится роза – круглое резное окно. Его называют «готическая роза
«Я вдыхаю божественное благоухание, аромат этого каменного цветка», - писал Огюст Роден об этом готическом чуде. - Почему роза? Как вы думаете?
4 этап урока. Ассоциативно-колористический. Задание по группам. (4 мин)
Сложить витраж по группам, а потом на доске создать витраж – готическая роза
- Ребята, в конвертах на ваших столах лежат разноцветные треугольники и фрагменты большого готического окна. Вы приклеите эти треугольники в форму витража., а затем принесете на доску, тем самым сложив целое окно.
- Постройка большого собора требовала много времени и больших средств, это было делом чести и славы всех горожан. Поэтому строили долго. Так долго, что сыновья продолжали дело отцов, но и за ними еще трудились несколько поколений
Готический собор своей высотой, вместимостью, своим величием поражает даже современного человека. Каково же было впечатление у людей той поры!
В древних народных преданиях жила мечта о счастливом и далеком крае. Средневековые люди называли этот край небесным, высоким – горним. Легенды рассказывали о сказочных дворцах с прозрачными сияющими окнами.
5 этап урока. Тестовый . Работа визуальная и на прослушивание . (5 мин)
( демонстрация 23,24,25 слайдов презентации) Трек 4
Видеофрагмент.
Учитель задаёт загадку.
О ком идет речь?
Они на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали.
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
Беспечное племя веселых бродяг,
Рожденное духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.
-Шуты, скоморохи, менестрели.
-Огромную популярность среди народа получило искусство бродячих актеров, которые сочетали в себе много талантов: танцоры, акробаты, дрессировщики, фокусники, певцы, поэты и многое др. В средневековом городе их называли менестрели, а на Руси- скоморохи.
По фотофрагменту назвать народные инструменты скоморохов (устно)
Прослушивание музыкального фрагмента
Задание (на слух угадать народные инструменты скоморохов)
К какой группе они относятся?
6 этап урока. Самостоятельная работа . Работа парно-групповая . (15 мин)
( демонстрация 26-31слайдов презентации) Трек 5)
-Тема нашего урока, не просто архитектура, а город, кроме зданий в городе должны быть горожане.
-Вы будете работать по четыре человека в группе. У каждого – своя творческая работа.
Коллективная работа «Соборная площадь средневекового города»
Виды работы в группах :
Изобразить и разукрасить дома средневекового города (2 человека)
Вырезать и разукрасить фигурки людей в средневековых костюмах.
Вырезать силуэт собора по схеме из цветной бумаги для наклеивания
на коллективную работу.
– Посмотрите на дома средневековых европейских городов.
Наибольшая часть зданий в средневековых городах была деревянной, и дома вплотную примыкали друг к другу. Улицы делали очень узкими, а верхние этажи домов нередко строили так, что они выдавались в виде выступов над нижними и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом.
У вас на столах есть элементы для вашего рисунка. Лист расположите по горизонтали. За тем разукрасьте дома мелками и цветными карандашами. В центре оставьте место для средневекового собора, который выполнит другой ученик .
– Задание: изобразить слева и справа от центра дома горожан
Рассмотрим как выглядела одежда у средневековых европейцев.
В мужской одежде того времени было два варианта костюма это свободный и длинный, короткий и узкий, иногда использовались свисающие, а декоративные рукава и узкие штаны-чулки.
Женская одежда состояла из платья с завышенной талией. И женская и мужская обувь имела заостренные носки, длина которых иногда доходила до 50 см., поэтому носы обуви приходилось подвязывать
30.- Одежда эпохи Средневековья
По цвету одежды можно было узнать, из зажиточной
семьи этот человек или из бедной. В одежде отражались черты готической
архитектуры
- Задание: вырезать и приклеить фигурки горожан на ближний план вашего панно
творческая работа по схеме . На столах учащихся рисунок-схема
Конструирование .
Сложить лист цветной бумаги по схеме размером в половину листа
Обвести форму собора и вырезать
Обозначить и вырезать окна, порталы и круглое окно.
Приклеить готовые элементы на коллективное панно
7 этап урока. Итог урока. (2 мин)
Молодцы ребята. Выставьте свои работы на классной доске, прикрепив магнитами.
На ваших столах лежат оранжевые листочки с вариантами вашего ответа.
Впишите свой вариант - как вы себя оцениваете.
Сегодня на уроке:
Я смог …….
Я могу похвалить себя и своих одноклассников …….
Мне было трудно …….
Мне было интересно …….
Своей работой на уроке я …….